Для родителей
Временные нормы освоения важных умений ребёнка (от 0 до 3 лет)
В первые годы жизни ребёнок приобретает очень много умений. Здесь приведены усреднённые сроки развития. Эта статья не служит цели повысить вашу обеспокоенность развитием малыша. У каждого ребенка эти этапы будут немного отличаться по времени.
Конечно, ребёнок будет осваивать новые навыки, повторяя за взрослыми или другими детьми (старшими братьями и сёстрами). То есть, если вы ни разу не играли в ладушки или не собирали пирамидку, то не стоит ждать быстрого освоения этого навыка от ребёнка.
1 месяц
В первый месяц основные умения малыша — это врождённые рефлексы: хватательный, сосательный и др. На самом деле, уже с рождения малыш много чего умеет. Кроме рефлексов, к концу первого месяца вы можете заметить:
- малыш начинает вас внимательно слушать;
- наблюдает за лицами (на расстоянии около 30 см) и яркими игрушками;
- поворачивает голову на свет и звук;
- удерживает голову на несколько секунд в положении на животе;
- узнаёт маму.
2 месяца
В этом возрасте появляется:
- первая осознанная улыбка;
- активное гуление и агуканье;
- ребенок приподнимает и удерживает голову и плечи минуту в положении на животе;
- различает звуки, особенно отличает голос мамы. Поворачивает голову к источнику звука;
- наблюдает за игрушками и лицами на расстоянии до 50 см;
- “синдром оживления” при виде мамы;
- удерживает погремушку в одной руке на несколько секунд;
- поворачивается с бока на спинку;
- осознаёт, что плачем можно позвать маму.
3 месяца
- переворачивается со спины на бок и обратно;
- уверенно держит голову и в вертикальном положении, и на животе;
- узнаёт близких людей (тех, кого часто видит), оживляется при их виде;
- более внимательно длительное время изучает окружающий мир. Замечает не только движущиеся, но и статичные предметы. Может наблюдать за ними как на ближнем, так и на дальнем расстоянии;
- первый осознанный смех;
- различает настроение мамы. Малыш может заплакать на негативные эмоции, а на улыбку и смех — наоборот. Любит, когда ему поют песенки, оживляется, внимательно слушает;
- начинает изучать окружающий мир на вкус, тянет в рот предметы и свои ручки и ножки;
- высовывает соску изо рта и пытается взять её обратно в рот.
4 месяца
- начинает переворачиваться со спины на живот;
- отличает родителей от других людей, особенно маму;
- хватает предметы одной рукой и тянет их в рот;
- появляются новые слоги, активное гуление.
Иногда бывает так, что после 2-3 месяцев ребёнок резко перестаёт гулить, практически замолкает. Зато, к 4-5 месяцам лепет появляется снова. За время “молчания” малыш готовится к более сложным звукам и слогам. В этот период нужно стараться как можно чаще говорить с малышом, при этом он должен видеть вашу артикуляцию.
5 месяцев
- Отличает “свой-чужой”. При появлении “чужого” может испугаться и заплакать;
- переворачивается со спины на живот и обратно;
- поднимает голову и плечи, пытается сесть. Сидит с поддержкой;
- перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- различает интонацию взрослых, начинает подражать;
6 месяцев
- Начинает понимать обращение по имени;
- сидит без поддержки;
- встаёт на четвереньки, раскачивается (один из этапов ползания);
- первые попытки ползать, ползание по-пластунски на небольшие расстояния;
- проявляет пищевой интерес, ест из ложки;
- просится на руки, тянет ручки к маме.
7 месяцев
- Ползает на более длинные расстояния. Многие дети начинают в этом возрасте ползать на четвереньках, а не по-пластунски;
- встаёт у опоры;
- простые слоги начинают собираться в слова (например, мама, папа, баба);
- играет в прятки;
- берёт игрушки двумя руками, нажимает на кнопки;
- раскидывает игрушки.
Только на первый взгляд это легко. Для того, чтобы осознанно кинуть предмет (а не уронить), ребёнок должен его сжать в руке, совершить движение рукой, вовремя отпустить предмет, чтобы он как можно дальше полетел. Для малыша это сложный навык, поэтому в ближайшее время ребёнок будет раскидывать всё вокруг.
8 месяцев
- Самостоятельно садится, ложится, встаёт — меняет положение тела;
- делает шаги у опоры;
- уверенно и быстро ползает;
- “пинцетный захват” – двумя пальцами, указательным и большим, берёт мелкие предметы;
- узнает родителей по фотографиям;
- узнает на картинках знакомые предметы и животных;
- реагирует на запреты (например, может поползти обратно, если вы запрещаете выползать из комнаты);
- понимает обращённую речь, показывает на знакомые предметы рукой или взглядом (например, когда вы спрашиваете: “Где мячик? Где кошка?”);
- реагирует на музыку, может по-своему танцевать;
- машет рукой взрослому при встрече и прощании;
- играет в пирамидку (может пока просто её разбирать, но уже проявляет интерес), катает мячик, машинку;
- ест твёрдую пищу, самостоятельно откусывает кусочки;
- пьёт из поильника.
9 месяцев
- пытается забираться на диван (кровать, стул), а также слезать с него. Вам сейчас важно учить ребёнка это делать правильно и безопасно;
- открывает шкафчики, дверцы, двери. Достаёт все доступные предметы из ящиков. Вам нужно убрать из нижних ящиков всё опасное или приобрести детские замки и заглушки на розетки;
- знает части тела: может показать на себе или игрушке, где глаза, рот, ноги и т. д.;
- выполняет простые поручения “Иди ко мне”,”Дай”, “Стой” и т. д.
10 месяцев
- стоит без опоры, пытается делать первые шаги;
- играет без взрослого полчаса-час;
- Может собрать простую пирамидку и положить фигурки в сортер;
- перелистывает странички книжки;
- сам играет в пальчиковые игры: ладушки, сорока;
- перекладывает игрушки из одной емкости в другую;
- собирает предметы обратно в шкаф по просьбе;
- в речи появляется больше слогов, ребёнок начинает говорить новые простые слова.
11 месяцев
- Забирается на диван, слезает обратно;
- пьёт из кружки с поддержкой взрослого;
- пытается есть самостоятельно;
- по просьбе поднимает, кладёт, отдаёт предмет;
- знает название многих предметов, указывает на них рукой или пальцем;
- знает, во что хочет поиграть, какую книжку хочет почитать. Показывает на этот предмет при вопросе взрослого “Во что будем играть?”.
12 месяцев (1 год)
- Делает первые уверенные шаги. (Кто-то этот навык осваивает и раньше);
- появляется указательный жест;
- приседает или наклоняется за игрушкой, самостоятельно встаёт из этого положения;
- говорит несколько знакомых слов “мама”, “папа”, “киса” и тд.;
- по просьбе находит и приносит взрослому нужные предметы;
- простые ролевые игры: кормит, купает, качает игрушки;
- помогает в одевании, уверенно даёт нужную руку или ногу;
- пьёт из трубочки.
15 месяцев (1 год 3 месяца)
- Узнаёт близких на фотографиях (папу, маму, бабушку и других);
- скучает по близкому взрослому, переживает в его отсутствие, радуется приходу;
- развивается речь, много говорит и повторяет за взрослыми, активное звукоподражание;
- самостоятельно пьёт из кружки или через трубочку;
- держит ложку и кружку, ест ложкой при помощи взрослых;
- быстро ходит, пытается бегать;
- ходит по ступенькам;
- строит башню из кубиков.
18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- Использует в речи около 30-40 слов;
- понимает около 300-400 слов;
- малыш замечает, если сырой или запачкался, просит переодеть;
- уверенно играет с разными игрушками: собирает пирамидку, строит башни из кубиков, правильно играет с сортером, мячиком, машинками, куклами и т.д.;
- могут появиться более сложные ролевые игры: катает игрушки в коляске, укладывает спать и т.д.;
- ест и пьёт самостоятельно;
- рисует пальчиковыми красками простые линии.
1 год 9 месяцев
- Перешагивает через препятствия;
- самостоятельно расчесывается;
- катает и кидает мяч взрослому, пытается ловить в ответ;
- одевается сам (что-то простое — шапку, обувь);
- убирает свои игрушки по местам по просьбе взрослого.
2 года
- Самостоятельно моет и вытирает руки;
- пытается чистить зубы;
- знает и говорит своё имя;
- бегает, пытается прыгать;
- различает основные цвета, может сопоставить предмет и цвет в обучающих карточках;
- залезает на вертикальную лестницу, горку;
- самостоятельно аккуратно ест, пользуется салфеткой;
- может надеть более сложную одежду — носочки, кофты без пуговиц, колготки;
- просится на горшок;
- использует в речи от 200 до 500 слов. Составляет простые предложения;
- различает пол, начинает понимать гендерную принадлежность;
- удерживает равновесие, ходит на цыпочках;
- уверенно бегает, прыгает на двух ногах;
- ловит мяч двумя руками;
- держит карандаш или кисть всей ладошкой, рисует простые линии и фигуры.
3 года
- Стоит и прыгает на одной ноге;
- самостоятельно ходит на горшок;
- самостоятельно надевает одежду с пуговицами, верхнюю одежду, штаны, колготки, перчатки;
- разучивает песенки и стишки;
- знает и называет цвета, форму, величину предметов;
- знает имена близких, знает свою фамилию и имя;
- правильно держит карандаш, рисует линии и простые фигуры;
- нажимает на мелкие кнопки на телефоне или компьютере;
- хорошо чистит зубы, ест ложкой, пользуется расчёской;
- лепит из теста и пластилина;
- произносит около 1000-1500 слов. Составляет простые и сложные предложения из 4-6 слов;
- играет в сюжетные игры, показывает сказки;
- играет с другими детьми.
Временные границы умений условны и могут различаться у детей. Тем не менее, на эти нормы можно ориентироваться, чтобы заметить сильные отставания, требующее корректировки и наблюдения.

"Развиваемся играя. Игры для малышей первого года жизни".
Что важно для любого младенца?
Чтобы его любили, оберегали, кормили. И еще ему необходимо, чтобы с ним играли и разговаривали. Конечно, он еще почти ничего не понимает. Но для того, чтобы понимать, малышу надо слушать речь и наблюдать за нами.
Зачем ему это нужно?
Затем, что
- чем больше малыш с малышом разговаривают, тем больше в ответ он повторяет.
- Чем больше повторяет – тем чаще и интенсивнее тренируются мышцы щек, языка, губ, связки.
- Чем чаще эти мышцы работают, тем лучше они развиты.
- Чем лучше развиты мышцы органы артикуляции – тем появляется больше звуков,
- Чем больше звуков малыш может издавать – тем больше звуков больше повторяет.
Цепочка, конечно, длинная. Но логичная. Поэтому не откладываем разговоры в долгий ящик и начинаем… Начинаем играть! Ведь не курс доллара на бирже в Токио вы будете обсуждать с сыном!
«Прятки».
Усадите папу и накройте его покрывалом или платком и спросите малыша: «Где папа?».
Поищите его по квартире. Не забывайте в каждом углу задавать вопрос: «Где же папа?». А когда неожиданно найдете нечто под покрывалом, изумитесь и спросите карапуза: «Кто там? – Это папа!».
Дайте малышу самому стянуть покрывало и найти отца. Появление последнего вызовет восторг и счастливый детский смех у ребенка. Потом вы можете поменяться местами с папой. И уже папа будет бегать с ребенком по дому и искать вас, задавая все те же вопросы: «Где?» и «Кто?».
«Повторяй-ка».
Проговаривайте стихотворные фразы, изображайте животных или используйте их фигурки и произносите выделенные слова, выделяя их интонационно.
На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул: «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел: «Динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, Тр-р-р».
Еж колючий пробегал: «Пых-х-х, Пых-х-х».
Птичка маленькая пела: «Тиль, тиль».
А сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».

Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни. Эксперт «О!» и детский психолог расскажет, какие факторы влияют на развитие речи, как именно разговаривать с детьми и что ещё можно сделать, чтобы дети научились использовать свои речевые способности по максимуму.
Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.
С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.
Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.
На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.
Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.
В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».
Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже используют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.
В начальной школе дети продолжают расширять использование устного языка, учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней школе и в старших классах, они продолжают увеличивать словарный запас, совершенствовать грамматические навыки, писать сложные слова и развивать навыки понимания прочитанного.
Факторы, влияющие на развитие речи детей двух-пяти лет
Здоровье и физическое развитие
Болезни могут повлиять на слух, что, в свою очередь, вызовет проблемы с пониманием и развитием речи или другими слуховыми сигналами. Больным детям часто не хватает сил, чтобы говорить и общаться жестами или мимикой, даже если со слухом у них всё в порядке, и это может помешать развитию языка и общения. Голосовые связки и лицевые мышцы, связанные с речью, должны развиваться, чтобы ребёнок мог эффективно говорить.
Психотравмы
Развод, смерть близких, множественные переезды или другие малопонятные и непроясненные изменения в жизни могут отнимать много сил ребёнка на адаптацию к этим условиям и стать возможной причиной задержки речевого развития.
Развитие моторных навыков
Если ребёнок много времени проводит в кровати, коляске, стульчике или у компьютера, то развитие этих навыков может задерживаться, а вместе с ними и речь. Их развитию способствуют активные игры на свежем воздухе, а также бег, прыжки и кувыркания. Моторные навыки необходимы и для того, чтобы научиться писать или рисовать буквы и символы.
Окружающая среда
Важно, чтобы дети были погружены в языковую среду: дошкольники, с которыми говорят и читают, с большей вероятностью захотят сами говорить и учиться читать. Социальная среда может стать препятствием для развития речи, если не хватает примеров, на которые дети могут опираться в своём понимании языка и всего, что с ним связано.
Когнитивные способности
Предполагается, что существует корреляция между интеллектом и ранней речью. Дети, с которыми рано начинают изучать язык, говорят больше сверстников и показывают повышенный уровень когнитивного развития: они раньше используют правильную структуру предложений и имеют больший словарный запас.
Дети, у которые речевые навыки развиваются медленнее, совсем не обязательно отстают в познавательной деятельности. Иногда бывает, что сначала активно развивается крупная моторика, и только потом присоединяется речь.
Пол
В возрасте около двух лет девочки, как правило, обгоняют мальчиков в речевом развитии: они свободнее общаются и лучше понимают разговорный язык, что объясняется разным отношением к ним родителей. Исследователи выявили, что взрослые по-разному реагируют на коммуникативные стили девочек и мальчиков. Несмотря на то, что дети в 13−14 месяцев не демонстрируют различий в реакциях в зависимости от пола, взрослые чаще отвечают мальчикам, если те кричат, хнычут или ведут себя агрессивно, и дети, понимая это, начинают стимулировать родителей общаться с ними именно так. Подобные попытки девочек обычно игнорируются, зато взрослые охотно откликаются на их жесты, прикосновения и просто разговор. У девочек поощряется речь, у мальчиков — активные игры.
Количество братьев и сестёр
Некоторые учёные предполагают, что дети, которые приходят из семей с одним ребёнком, как правило, лучше понимают и используют язык: у них нет конкуренции за внимание родителей или опекунов, а взрослые, как правило, общаются с единственным ребёнком больше. Другие исследователи утверждают, что всё наоборот: наличие братьев и сестёр может означать больше возможностей для использования языка, что впоследствии приведёт к его быстрому и более сильному развитию. Поэтому очень важна организация общения в семье и возможности активной тренировки навыков с родителями или братьями и сёстрами.
Мотивация
Если у ребёнка нет желания общаться или понимать окружающий его мир, ему будет не хватать языкового развития. Пока он не увидит ценность и необходимость использования языка, развитие будет медленным.
Билингвизм
Дети, начинающие изучать второй язык в раннем возрасте, могут развиваться медленнее, чем ожидают родители. У дошкольников изучение двух-трёх языков одновременно может вызвать замешательство, и как следствие — очень сильное разочарование, отчего ребёнок потеряет мотивацию к пониманию происходящего.
Большинство специалистов рекомендует, чтобы при изучении двух языков в раннем возрасте за каждый их них отвечал отдельный взрослый. Например, мама всегда говорит на одном языке, обращаясь к ребёнку, а папа — на другом, и это никогда не меняется. Если такой возможности нет, то изучение второго языка лучше начинать одновременно со школой или подготовительной группой детского сада, особенно если развитие родного идёт не очень быстро.
Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.
Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.
Как помогать ребёнку осваивать речь?
- Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.
- Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.
- Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.
- Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.
- Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.
- Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.
- Иногда родителям необходимо переговорить в присутствии ребёнка, но так, чтобы он не понял, о чём будет идти речь. Тайным языком родителей может служить любой иностранный язык, который они знают. Но это ненадолго, потому что дети быстро это осваивают, чтобы понимать, что от них скрывают. Например, дети в аристократических российских семьях, где говорили на французском между собой, а с детьми и челядью — на русском, выучивали язык часто без учителей и гувернёров, и в 12 лет, когда их начинали учить французскому, оставалось только совершенствовать язык и грамматику. Это отличный способ повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка: говорите на нём в присутствии ребёнка, но не с ним.
- Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.
- Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.
Развивающие мультфильмы
